Пять правил для защиты прав потребителей при покупке некачественных товаров
Самый житейский из всех российских законов – это, несомненно, о защите прав потребителей. Он даёт возможность, даже при отсутствии юридического образования, вполне успешно избегать неприятностей при покупке товаров. Или, если конфликт неминуем, отстаивать свои права. Но, как говорится, пока гром не грянет, рука не потянется к тексту закона. И вот случилось неприятное: купленные недавно пароварка или пылесос почему-то перестали работать, а обмен этого товара неожиданно превращается в унылую историю с продолжением. Как быть? На что обратить внимание, если конфликтная ситуация назревает?
Первое правило,
которое стоит соблюдать в любых подобных случаях – никаких истерик! Помните, что за каждый день просрочки после законной даты исполнения ваших требований магазин обязан будет выплатить неустойку в размере по 1% стоимости товара (п.1 ст. 23, далее по тексту – ссылки на нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Поверьте, основы потребительского законодательства в самих торговых точках знают назубок. Поэтому, при вашем решительном настрое и уверенности, продавец постарается не доводить дело до суда.
Второе правило
может пригодиться в самых разных житейских случаях. Все свои требования или, правильно будет сказать, «претензии» надо оформлять письменно! Не обязательно даже ссылаться на статьи и пункты закона, в которых можно запутаться. В письменной претензии важно указать:
свой адрес и контактный телефон;
дату покупки и наименование, марку товара;
его стоимость;
причину обращения, а также изложить требования о замене товара на аналогичный, либо уменьшении или возврате стоимости, или о ремонте.
Напомните продавцу о его обязанности дать письменный ответ в срок до 10 дней. Не забудьте в своём экземпляре претензии поставить отметку магазина о дате её вручения. Проследите, чтобы работник, которому вручается претензия, указал свою фамилию, имя. Если в такой отметке отказывают, факт вручения претензии может зафиксировать ваш свидетель.
Третье правило
рассчитано на недобросовестных предпринимателей. Старайтесь не отдавать некачественный товар в распоряжение продавца, если репутация магазина вызывает сомнения. Очень приятно доверять людям, но уже первые проволочки при исполнении требований должны насторожить, поэтому стоит быть начеку. Дело в том, что продавец обязан принять некачественный товар и, при необходимости, провести проверку его качества (п. 5 ст. 18). Но на практике недобросовестные продавцы пользуются этим пунктом и без особой необходимости. И порою начинаются чудеса: после того, как товар побывал у продавца, проверка качества выявляет, что компьютер был залит чаем, утюг падал с 9 этажа, а в мобильник залез таракан.
Поэтому требуйте проведения проверки качества в вашем личном присутствии, по закону имеете на это право. Пусть продавец письменно сообщит о времени и месте проведения экспертизы. А вы сами привезёте туда товар и, в присутствии представителя магазина, получите на руки заключение эксперта. Конечно, о требовании проведения проверки с вашим участием обязательно надо заявить письменно в своей претензии.
Правило четвёртое
заключается в том, что надо чётко знать свои права. Ведь бывает так. Представитель магазина уверяет, что, например, сломавшуюся сразу после покупки микроволновку можно только бесплатно отремонтировать, но никак нельзя заменить или вернуть за неё деньги. Это неправда. По своему усмотрению потребитель вправе выбрать: либо замена, либо уменьшение цены, либо ремонт, либо расторжение договора и возврат стоимости товара (ст. 18).
Особая тема – покупка дорогостоящего товара длительного пользования: холодильника, автомобиля, компьютера, сотового телефона с сенсорным экраном и т. п.. Такими вещами лучше начинать пользоваться прямо со дня покупки. Ведь если товар окажется с дефектом, вы сможете потребовать замены его на аналогичный с пересчётом цены или возврата денег, но предъявить их можно будет только в течение 15 дней с даты, когда получен товар (п.1 ст. 18). А вот по истечении этого времени можно требовать только гарантийного ремонта.
Другие требования подлежат удовлетворению только в одном из трёх случаев:
обнаружен существенный недостаток товара;
нарушены сроки устранения недостатков товара;
невозможно использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более, чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Правило пятое
Помните о сроках! На ответ по вашей письменной претензии продавцу даётся не более 10 дней, это связано с установленными законом сроками удовлетворения отдельных требований потребителя. Если за это время на претензию ни ответа, ни привета – можете писать повторную. Если и это не поможет, одна дорога – в суд. Но до этого, как правило, владельцы некачественного товара стараются не доводить. Ведь там вы можете взыскать сумму, значительно превосходящую стоимость вещи: неустойку за просрочку исполнения требований, судебные расходы, компенсацию морального вреда.
И ещё. В России создана и действует достаточно эффективная система общественной и государственной защиты прав потребителей. Во многих городах это общества потребителей, куда стоит обратиться за оперативной консультацией. В Интернете активны потребительские форумы, где обсуждаются конкретные ситуации. Наконец, можно обратиться за помощью в региональное отделение Роспотребнадзора, где есть структуры по защите прав потребителей.
И помните – у хорошего продавца покупатель всегда прав!
Похожие вопросы и ответы в юридической консультации онлайн
Изучите вопросы которые задавали другие пользователи нашей on-line консультации